mail marketing Г.С.Кочарян. Гомосексуальные отношения: культурологически-релятивистский подход к анализу феномена Türkiyenin en büyük çağrı merkezi, ses kayıt, mail marketing ve sesli yanıt sistemi firması Infoset Yazılım mail marketing ve çağrı merkezi sistemleri.

  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
Г.С.Кочарян. Гомосексуальные отношения: культурологически-релятивистский подход к анализу феномена PDF Печать E-mail

Проф. Г. С. КОЧАРЯН

Гомосексуальные отношения: культурологически-релятивистский подход к анализу феномена

G. S. KOCHARIAN. HOMOSEXUAL INTERCOURSES: CULTUROLOGICAL RELATIVISTIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE PHENOMENON

Харьковская медицинская академия последипломного образования

Приведены данные, свидетельствующие о том, что в соответствии с культурально-релятивистским подходом в настоящее время в цивилизованных странах по социальным критериям гомосексуальные отношения не могут быть отнесены к норме.

Ключевые слова: гомосексуальные отношения, норма, культурологически-релятивистский подход.

The author presents the data suggesting that now according to the culturological relativistic approach homosexual intercourses in civilized countries cannot be considered as normal on the basis of social criteria.

Key words: homosexual intercourses, norm, culturological relativistic approach.

 



Для ответа на вопрос, следует ли относить гомосексуальность к норме или к патологии, необходимо отметить, что существуют различные подходы к проблеме нормы. Так, в настоящее время в психиатрии и психологии выделяют статистический, адаптационный, психопатологический, культурально-релятивистский и гуманитарный (гуманистический) подходы [1]. Г.Ф. Келли в своей книге «Основы сексологии» [2] указывает на существование статистической нормы, нормы с точки зрения экспертов, нормы с точки зрения морали и нормы как континуума.

Также выделяют возрастные и индивидуальные нормы [3]. Существуют и различные так называемые нормоцентрические подходы к оценке поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на «норму-точку» (например, нормальная температура тела человека – 36,6°), то в социальных науках «норма» – это интервал, оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень. Я.И. Гилинский определяет социальную норму как «исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру… допустимого поведения» [4].

Усилия по внедрению в общественное сознание представления о том, что гомосексуализм должен быть отнесен к норме, часто оперируют привлечением внимания к факту широкого распространения гомосексуальных отношений в ряде культур. Так, Р. Крукс, К. Баур [5] сообщают, что некоторые общества требуют, чтобы их члены участвовали в гомосексуальных действиях. В качестве примера приводится община Самбия (Sambia), которая проживает в горах Новой Гвинеи, все мужчины которой, начиная приблизительно с семилетнего возраста и до поздней юности (до двадцати лет и даже позже, пока не женятся), совершают исключительно гомосексуальные действия. В основе этого лежит их уверенность в том, что неполовозрелый мальчик станет сильным воином и охотником, если до достижения своей половой зрелости будет выпивать как можно больше спермы уже половозрелых юношей. После достижения половой зрелости он больше не должен заниматься оральной стимуляцией полового члена других мальчиков. Однако он может получать эротическое удовольствие от фелляций, совершаемых мальчиками, которые еще не могут эякулировать, по отношению к нему самому. В период, когда молодые люди данной общины имеют регламентированные гомосексуальные контакты, им запрещено смотреть на женщин или трогать их. Это табу. По мере приближения к браку эротические фантазии о женщинах у этих молодых людей становятся все более частыми и сильными. В течение первых недель брака они практикуют со своими женами только фелляцию, но вскоре начинают включать в свою гетеросексуальную активность и обычные половые акты. После вступления в брак гомосексуальные контакты навсегда прекращаются, и они испытывают сильноее сексуальное влечение к женщинам [6].

Характеризуя традицию, существующую в данной общине, Ф.М. Мондимор [7] указывает на тот факт, что дети мужского пола забирались у матерей в допубертатном возрасте (приблизительно в восемь лет), чтобы жить с молодыми мужчинами. Он отмечает, что Самбия были убеждены, что мальчик не созреет физически и не будет способен к выполнению репродуктивной функции до тех пор, пока ему не будет «привито» семя зрелого мужчины. Семя для них является эссенцией мужественности, без которой мальчик остался бы маленьким и слабым. Мальчики и подростки выполняли правила и ритуалы, которые должны были привести их к полному освобожению от вредоносной «женской эссенции», переданной им матерями, и, таким образом, очистить их тела. Самбия верили, что только принятие мальчиком семени зрелого мужчины на протяжении нескольких лет приводит к формированию как вторичных половых признаков (появление волос на лице, развитие «мужской мускульной массы»), так и мужских черт характера и темперамента (мужественность, агрессивность и т.п.). После вступления в брак молодой мужчина в течение нескольких месяцев жил в «холостяцком» доме и имел сексуальную близость как со своей женой, так и с представителями мужского пола. Затем, как отмечалось нами выше, его сексуальная активность становилась исключительно гетеросексуальной.

Хотя племя Самбия, отмечает цитируемый автор, было изучено наиболее полно, эти виды инициации описывались и у других меланезийских народов Новой Гвинеи. Все они разделяли убеждение, что «привитие семени» имеет существенное значение для маскулинизации.

Этот тип узаконенных сексуальных отношений мужчины с мужчиной был назван межпоколенческой гомосексуальностью, а также преходящей бисексуальностью (J. Money, 1988), так как, достигнув зрелости, каждый мужчина проявляет «гомосексуальность» только временно и по своей половой ориентации является преимущественно гетеросексуалом. Эта форма «гомосексуальности» – временная модель поведения, от которой отказываются в установленные данной культурой сроки. В некоторых племенах практикуется орально-генитальный секс, в других – анально-генитальный [по 7].

Следует отметить, что объемные и исчерпывающие описания о нравах и обычаях Самбия, свидетельтсвующие о превращении гомосексуализма в важный социальный институт, были сделаны антропологом Гилбертом Хердтом (G. Herdt, 1987), который в 1970-х провел несколько лет в Новой Гвинее в племени, которое именно им и было названо Самбия [по 7].

Таким образом, в основе принудительных гомосексуальных отношений данной общины лежит миф о том, что неполовозрелый мальчик может полноценно развиться, стать сильным воином и охотником, а также будет способен к выполнению репродуктивной функции в том случае, если до достижения своей половой зрелости будет выпивать как можно больше спермы половозрелых юношей.

И.С. Кон [8, с. 114], характеризуя формы гомосексуальных контактов у примитивных народов, в том числе связанные с инициацией, сообщает: «Способы «осеменения» мальчиков у разных племен различны (Keesing, 1982). У самбия, эторо, баруйя, чечаи и куксов это оральный контакт, фелляция. У калули (восточный берег Новой Гвинеи) вместо орального осеменения практикуется анальное. … Мужчины племени онабасулу мастурбируют, а затем размазывают собранное семя по телу инициируемого мальчика. Маринд-аним практикуют анальные контакты, но для ритуальных целей используют также семя, полученное в половом акте с женщиной. У племени кимам новичков сначала коллективно анально «оплодотворяют» старшие подростки или молодые мужчины под руководством старшего наставника. Затем семя заслуженных взрослых воинов, собранное при ритуализованном коллективном прерванном половом акте с женщинами, втирается в сделанные на коже новичка надрезы. После этой процедуры мальчика подбрасывают вверх. Если он, как кошка, приземляется на ноги – все в порядке, он достаточно силен. Если же падает на колени или на спину, втирание повторяют. Кроме того, мальчику дают семя с едой и питьем».

Интересен материал, касающийся мотивации однополых отношений в Древней Греции [9, 10]. Так, сообщается, что у греков было позором для юношей, если они не имели любовников, о чем говорил Цицерон. Мужчина же без такого подопечного считался избегающим выполнения своего мужского долга. Взаимоотношения юношей со взрослыми мужчинами напоминает некий обряд инициализации у народов Океании, в соответствии с которым мальчику нужен проводник в мир взрослой жизни. Зрелый мужчина, находящийся в сексуальных отношениях с мальчиком, брал на себя ответственность за его нравственное и интеллектуальное развитие. Относясь к нему с добротой, он должен был воспитывать в своем возлюбленном требуемое обществом нравственное совершенство, знакомить его с мужскими качествами и гражданскими обязанностями. Отмечается, что педофилия и педерастия были для греков главной частью интеллектуального, духовного и физического становления и совершенствования молодого мужчины. Государственным идеалом была симметрия гармонии души и тела в юноше. Наиболее простым и естественным способом приблизиться к этому идеалу была любовь к мальчикам, к воспитуемым [10].

Гомосексуальные отношения в Древней Греции имели место и в армии. Более того, общество даже поощряло наличие любви между военными. Это было связано с тем, что, как считалось, любовные отношения между ними будут способствовать тому, что они будут лучше сражаться, выручать друг друга и на глазах у своих возлюленных не посмеют бросить поле боя. Часто так и происходило. Известен один фиванский отряд, который целиком состоял из любовных пар [11].

В воинственной Спарте право на женитьбу занятые войной мужчины получали довольно поздно, да и после этого много времени проводили вне семьи. Сексуальные связи с незамужними женщинами были строго запрещены и единственным средством сексуальной разрядки были отношения с мальчиками. Каждый «достойный» мальчик в возрасте от 12 до 16 лет должен был иметь своего эраста. Воинская слава последнего распространялась и на его эромена. Эрастами были, как правило, неженатые мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. По словам Плутарха, «и добрую славу и бесчестье мальчиков разделяли с ними их возлюбленные». В отличие от большинства греков, спартанцы верили, что вместе со спермой мальчику передается мужество его возлюбленного. Мужчина, который уклонялся от почетной обязанности воспитания эромена, наказывался. Этот союз почитался как брачный и продолжался до тех пор, пока у юноши не вырастала борода и волосы на теле [по 12].

В анализируемых случаях речь идет либо о взрослом мужчине, который «необходим» для полноценного развития юноши (с этой мотивацией мы уже всречались), а также о пользе, которую может принести сексуальная связь между воинами на поле брани. Думается, что такие нравы не могут являться примером для подражания современниками, так как полноценное воспитание и развитие, а также верность воинскому долгу, могут формироваться с помощью других средств и методов, которые, к тому же, исключают развитие и фиксацию нарушений психосексуальной ориентации по полу объекта влечения. Возникает вполне закономерный вопрос, могут ли и должны ли нравы и обычаи других народов и культур, базирующиеся на мифах и ложных убеждениях, служить ориентиром для наших цивилизованных современников. Ответ на этот вопрос абсолютно однозначен.

В связи с обсуждаемой проблемой представляет интерес мнение Е.А. Кащенко, который в своей книге «Сексуальная культура военнослужащих» отмечает, что «нельзя забывать о том, что в войсках на первое место выносятся интересы боевой готовности и дисциплины, обусловленные воинскими законами, уставами, предписаниями. Гарантий же того, что лояльность к гомосексуальным проявлениям среди военнослужащих станет положительным фактором повышения боевой готовности и укрепления воинской дисциплины, не даст никто. Скорее, наоборот, так как смех, шутки, порой и издевательства преследуют гомосексуалистов в армии и на флоте (особенно “пассивных”). И, зная такое к себе отношение, они не стремятся к призыву в вооруженные силы РФ» [13, с.158].

Также при анализе сексуальных отношений в Древней Греции обращает на себя внимание следующее обстоятельство, мотивирующее однополые отношения. Так сообщается, что гармония достигалась благодаря слиянию духа и тела, но это было возможно только между лицами мужского пола как равными, так как женщина для грека, независимо от ее возраста и социального положения, была существом презренным и неразумным. Она была всего лишь гиной (gyne) – маткой, сосудом для вынашивания детей. Она жила в гиникее, представляющей собою отдельную часть дома, куда зазорно было заходить мужчинам. Брак же считался обязательством перед богами, его целью было деторождение и правонаследие, которое в те времена осуществлялось по отцовской линии. Если в Спарте брак был обязанностью и перед законом, то в Афинах еще Солон отказался ввести такие законы, так как считал, что женщина не должна быть грузом в жизни мужчины. К супружеской неверности со стороны мужчин относились весьма спокойно [10].

В основе гомосексуального поведения в других культурах могли лежать и другие установки, базирующиеся на заблуждениях, которые носили устойчивый характер. Так, сообщается о ритуальных гомосексуальных контактах в религиозном контексте, представлявших собой идолопоклоннические действия, которые имели место среди древних народов Средиземноморья, у древних сирийцев, хеттов, шумеров. Речь идет о половом акте с мужчинами, занимавшимися храмовой проституцией, что было элементом культа некоторых божеств, сопоставимым с жертвоприношением животных или курением ладана.

Следует подчеркнуть, что то, что в одних культурах может считаться вполне обычным (например, так называемые институциональные формы гомосексуальных отношений), в других таковым не является. В Украине, России, Белоруссии и других современных государствах отсутствует база для таких культурально и институционально закрепленных отношений между представителями одного пола. После распада СССР в славянских республиках начала усиливаться тяга к исконной для них христианской вере в ее традиционных вариантах (православие, католичество), а отношение к однополым связям православной и католической церквей, которые, наряду с ортодоксальным иудаизмом, стали объектом критики тех, кто борется за нормализацию гомосексуализма в постсоветских славянских государствах, вполне определенное. В этих государствах достаточно широкое распространение получили протестантские христианские конфессии. Однако даже в США, где государством легитимизируется очень высокий уровень терпимости к гомосексуальности, преобладающее большинство протестантских верующих выступают против предоставления гомосексуальным парам официального права жениться [14].

Анализируя данную проблему, профессора М.Н. Кузнецов, В.Ю. Троицкий, А.А. Прозоров [15] отмечают, что гомосексуализм или отдельные его проявления существуют в качестве «культурологической нормы» у самых отсталых племен, которые продолжают придерживаться некоторых диких языческих обрядов. «Данный культурологический архетип действительно представлен в ряде примитивных культур некоторых племен Азии, Африки и Америки, но он совершенно чужд для региона европейской цивилизации, мусульманской цивилизации, традиционного иудаизма, основных цивилизаций Востока».

В аспекте проводимого обсуждения целесообразно привести данные, сообщаемые И.С. Коном [12]. Он отмечает, что современные историки спорят, в частности, о причинах возникновения гомосексуализма в Древней Греции. Среди них называют общие свойства мужских союзов, которые нуждаются в поддержании групповой содидарности и соответствующем воспитании мальчиков, особенности полового и сексуального символизма (одухотворение путем осеменения), усилия по снижению рождаемости и борьбу с перенаселением (Аристотель писал, что критский законодатель «в целях отделения женщин от мужчин, чтобы не рожали много детей, ввел сожительство мужчин с мужчинами»). Некоторые рассматривают педерастию как особый институт социализации юношества и в качестве средства эмоциональной разрядки, обусловленной конкуренцией мужчин-сверстников.

Обсуждая названные причины, лежавшие в основе гомосексуальных отношений, применительно к нашему времени и, в частности, к таким государствам, как Украина, Россия и Белоруссия, часть из которых нами уже была охарактеризована, не усматривается никаких оснований для заимствования связанных с ними культурально обусловленных поведенческих древнегреческих стандартов. Существуют другие пути эмоциональной разрядки, потребность в которой связана с конкуренцией мужчин-сверстников, а о необходимомти борьбы с перенаселением во многих государствах, в том числе в Украине и России, при наличии такой значимой демографической проблемы, как снижение численности населения, говорить вообще не приходится. Так, например, сообщается, что Россия находится на предпоследнем месте в мире по коэффициенту естественного прироста населения (-0,6%), следуя за Украиной (-0,8%). Согласно прогнозам WPDS (World Population Data Sheet), к 2050 г. население РФ сократится на 17% (с 144 до 119 млн чел.). По оценкам ООН, этот показатель еще ниже – 112 млн чел. [16].

Следует указать, что все исследователи истории сексуальных культур отмечают, что при наличии гомосексуального института по истечении известного регламентированного периода времени подавляющее большинство мужчин переходили на в основном гетеросексуальные отношения (например, мужчины общины Самбия и Древней Греции). Однако всегда были представители мужского пола, которые по минованию этого периода все же предпочитали гомосексуальные отношения. Это является критерием, позволяющим отличить биологически детерминированную или, по меньшей мере, прочно условно-рефлекторно зафиксированную гомосексуальность от гомосексуальных отношений, обусловленных культурально.

В публикации [17], размещенной на одном из гей-сайтов, сообщается о широко распространенном представлении, что с точки зрения эволюции существование гомосексуальности не имеет смысла, так как однополые отношения не ведут к деторождению. Однако существует и иное мнение, согласно которому существование гомосексуалов увеличивает шансы на выживание популяции в целом. Это связывают с тем, что они могут заботиться о других, внося свой вклад в сохранение общества. Ряд специалистов по эволюции человека считают, что бездетные гомосексуалы могут прилагать дополнительные усилия для воспитания своих ближайших родственников, например, племянниц и племянников. Это повышает шансы таких детей на выживание и рождение собственных детей в будущем. Таким образом, семьи, в которых есть гомосексуальные родственники, получают эволюционное преимущество. Идея о том, что геи и лесбиянки играли важную роль в выживании человеческих сообществ, помогая своему роду, называется гипотезой «родового отбора». Новое исследование было проведено канадскими учеными на Самоа, где еще сохранилась древняя культура. (Самоа – островное государство в южной части Тихого океана, состоящее из группы островов в Океании.) У этого народа мужчины, практикующие секс с мужчинами, известны как фа’афинес. Они не преследуются в обществе и являются привилегированной социальной группой. Опросив их, ученые выяснили, что в отличие от гетеросексуальных мужчин, они прикладывают большие усилия для воспитания своих племянниц и племянников. Они часто присматривают за детьми, покупают им игрушки, учат их, занимаются с ними искусством и музыкой, оплачивают расходы на их лечение и образование. Подчеркивается, что это первое исследование, которое подтверждает гипотезу «родового отбора». Однако исследования, проведенные в современных западных странах, где родовые связи и расширенные семьи уже не играют большой роли, а геи и лесбиянки часто отвергаются родственниками, не выявили такой положительной функции гомосексуалов. Противники гипотезы «родового отбора» утверждают, что по данным исследований гомосексуалы не оказывают большой поддержки своим семьям [17].
Для оценки представленных выше данных должен быть применен культурально-релятивистский подход к проблеме нормы, согласно которому

нормальное – то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. «Границы между нормой и ненормой динамичны, поэтому вопрос о норме и ненорме должен решаться «здесь и сейчас» [1]. Этому соответствует и определение нормы, которое дает Всемирная организация здравоохранения, согласно которому «норма» – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры [1].

Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в современных цивилизованных государствах гомосексуальные связи не соответствуют представлению о норме. Это, в частности, подтверждает проведенный нами анализ отношения к ним в постсоветских России и Украине [18–20]. Помимо этого, следует еще раз подчеркнуть, что сексуальные стереотипы древних и современных примитивных культур, где однополые отношения базировались/базируются на мифах и ложных убеждениях, не могут и не должны служить ориентиром для наших цивилизованных современников.


Литература



Проблема психической нормы // http://kluverpsycho.narod.ru/ norma. html

Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 896 с.

Курс лекций по валеологии. Тема 1. Валеология – наука о здоровье. Основные понятия науки. 1.2. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни. Проблема нормы и аномалии // http://koi.www. uic.tula.ru/ school/valeo/t_1.html

Особенности девиантного поведения подростков // http://revolution. allbest.ru/psychology/00008734_0.html

Крукс Р., Баур К. Сексуальность. – СПб.: прайм-Еврознак, 2005. – 480 с.

Stoller R., Herdt G. Theories and origins of male homosexuality. A cross-cultural look // Achives of general psychiatry. 1985 – Vol. 42., No. 4. – P. 399–404.

Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история / Пер. с англ. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 333 с.

Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 574, [2] с.

Древняя Греция //gay-history.narod.ru/6.html

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 430 с.

Древняя Греция //gay-history.narod.ru/6.html

Кон И.С. Любовь небесного цвета. – СПб.: «Продолжение жизни», 2001. – 384 с.

Кащенко Е.А. Сексуальная культура военнослужащих. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 272 с.

Кочарян Г.С. Гомосексуальные отношения и современная Америка // Здоровье мужчины. – 2007. – №4 (23). – С. 85–94.

Кузнецов М.Н., Троицкий В.Ю., Прозоров А.А. // Главный пропагандист гомосексуализма в России // http://www.enikeeva.ru/press/ Politic/kon.htm

Всемирный банк: России нужен миллион иммигрантов. 1.11.2005 // http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=6799169&s=6

РАДУЖНЫЕ НОВОСТИ. 12 февраля 2008 года. Гомосексуальность важна с точки зрения эволюции, выяснили ученые // http://www.gay.ru/ news/rainbow/2008/02/12-12225.htm

Кочарян Г.С. Современная сексология. – К.: Ника-Центр, 2007. – 400 с.

Кочарян Г.С. Гомосексуальные отношения и общество. Сообщение 2. Взгляды на гомосексуальность в постсоветской России // Медицинская психология. – 2007. – Т. 2., №4. – С. 65–75.

Кочарян Г.С. Гомосексуальные отношения и общество. Сообщение 3. Взгляды на гомосексуальность в постсоветской Украине // Медицинская психология. – 2008. – Т. 3., №1. – С.





Библиографическая справка о статье:



Кочарян Г. С. Гомосексуальные отношения: культурологически-релятивистский подход к анализу феномена // Международный медицинский журнал. – 2008. – Т. 14, №2. – С. 17–21.